Большинство людей жутко плохо и ограниченно представляет себе, что такое эмо, просто потому что записи, сыгравшие ключевое значение в его развитии, были выпущены в основном на виниле, в малом количестве, и были предоставлены в ограниченной дистрибьюторской сети. Однако они оказали сильное влияние на дальнейшее развитие стиля, так что на сегодняшний день возникла ситуация, когда много ребят слушают эмо третьего или четвертого поколения, даже не зная об этом. Я надеюсь продемонстрировать этим людям богатство великой музыки-предшественницы, находить которую становится всё проще... [старые записи переиздаются на CD, а так же их можно покупать попесенно на ebay и itunes]
Я собираюсь разделить массу "эмо" групп на несколько ясно отличимых жанров. Как и в любой другой классификации, в ней будут исключения, пересечения и отклонения. Вот и отлично. Задумка - всего лишь определить несколько главных направлений, привести основные замечания о звучании, музыкальных и текстовых темах, и как их надо слушать.
Несколько замечаний по номенклатуре. Нет общего мнения по поводу того, что такое "эмо" и "эмокор", и даже о том, совпадают эти понятия или нет. В нынешнее время разница между терминами типа "панк", "постпанк", "no-wave", "хардкор панк", "old-school/new-school" и т.п. совершенно очевидна (хотя большинство людей разницу между "хардкор панк" и "хардкор" и не улавливают; "хардкор панк" это панк-рок исполняемый тяжелее, быстрее, громче; "хардкор" - это направление, сформировавшееся после того как хардкор-панки осознали что они больше не могут играть на основе панк-рока, - также тяжелое, быстрое, громкое, но на ином фундаменте). Я надеюсь провести ясные границы между моими категориями, присвоить им имена, и использовать их постоянно. Значит, с языковыми вопросами разобрались.
Фаза первая: " Эмокор " : Rites of Spring, Embrace, Gray Matter, Ignition, Dag Nasty, Monsula, Fugazi, Fuel, Samiam, Jawbreaker, Hot Water Music, Elliot, Friction, Soulside, ранний Lifetime, Split Lip/Chamberlain, Kerosene 454.
- Возник в DC [district Columbia, Вашингтон] в 1984/85 и стал расти, распространяясь на побережье Сан-Франциско в 1989, и вскоре после этого по всему Среднему Западу, Флориде и Северо-востоку.
- Стиль "эмокор" расширяется с годами. В начале, эти группы состояли в основном из народа, который играл в хардкор-панк группах, полностью освоил его ограниченные формы, формы и перешел на гитарное, среднетемповое роковое звучание с эмоциональным панк вокалом (т.е., без позёрского задушевного мурлыканья как в поп-музыке). Центральный аспект здесь это гитары - искаженные, спаренные, сыгранные главным образом в унисон, с вкраплениями запоминающихся риффов. Оно становится известным как классическое "D.C. звучание", вместе с октавными аккордами, продемонстрированными в более поздней "эмо" музыке. Поздние группы привнесли больше поп элементов, например песни основанные на запоминающемся риффе, структуры поп-песен (к примеру, послушайте Jawbreaker "Chesterfield King"), и менее панкового, более гладко спетого высокорегистрового пения (меньше воплей, надрыва, горлового пения). Послушайте Elliot или Chamberlain для примера насколько эта музыка приобрела элементы альтернатив-поп. Всё же те группы несомненно эмокоровые. Также заметьте, что большинство эмокор-групп играют на гитарах Gibson Les Paul, немного на соло-гитарах, и используют в основном усилители Marshall JCM-800 [ламповые].
Фаза вторая: " эмо ." Moss Icon, the Hated, Silver Bearings, Native Nod, Merel, Hoover, Current, Indian Summer, Evergreen, Navio Forge, Still Life, Shotmaker, Policy of Three, Clikatat Ikatowi, Maximillian Colby, Sleepytime Trio, Noneleftstanding, Embassy, Ordination of Aaron, Floodgate, Four Hundred Years, Frail, Lincoln, Julia, Shroomunion, ранние записи Unwound, и т.д.
- Создан в Округе Колумбия (Вашингтон) в 1987/88 группами, вдохновленными пост-хардкоровым принятием новых, разнообразных звучаний на панк-сцене в этом регионе. Распространяется сначала на Нью-Джерси и Калифорнию, потом в направлении Филадельфии, Ричмонда (VA, Вирджиния), немного в Канаде, немного в Иллинойсе и больше нигде.
- В музыкальном плане здесь много динамики между ультра-мягкостью /негромкими вокалами / глянцевым гитарным битом и ураганным шумом / грохотом сдвоенных сологитар Гибсон / кричащими вокалами. Один из наиболее распознаваемых и универсальных элементов эмо представлен в гитарном звуке этого стиля - оставный аккорд. Такие аккорды придают этому стилю высокотоновую, напористую настойчивость и богатую фактуру. Соло-гитары Гибсон / гитарный усилитель Marshall JCM-800 (ламповый) и усилитель басов Ampeg 400 - классическое оборудование эмо. Полупроводниковые усилители здесь не замечены.
- Стиль вокала обычно намного интенсивнее чем в эмокоре, в диапазоне от нормального пения в тихих частях до печальных стенаний, и далее до надрывных криков и настоящих рыданий и плача. Парни движения стрэйт-эдж (sXe) обычно ненавидят эту часть, и большинство их издевательств над эмо-группами связаны именно с этим. Большинство эмо-групп стремятся иметь несколько песен эпической длины, с очень медленным развитием до пика, где кто-то плачет. Если вы восприимчивы к таким вещам, это может сильно взволновать и подействовать на вас, так как правдоподобно имитировать истинность таких эмоций очень тяжело.
- Лирика напоминает своего рода абстрактную поэзию, обычно глушится при микшировании, и разобрать слова песни тяжело. Вкладыши к записям содержат стихи, но зачастую они настолько бессистемно разбросаны, что их трудно прочесть [если только запись не была сделана на Ebullition Records, в этом случае она снабжена множеством вкладышей-журнальчиков на маленьких, ярких листиках, которые содержат стихотворные произведения от владельцев лэйбла и всех их друзей о разочаровании, гневе, и обо всем, что произошло с автором когда ему было 4 года от роду. Эти стихи и называются эмолирикой, и таких журнальчиков очень-очень много]. Упомянутые вкладыши почти всегда выполнены либо на антикварных печатных машинках либо выписаны вручную маленькими буквами, без знаков пунткуации и заглавных букв. Часто единственная информация о членах группы в этих вкладышах - это их первые имена. Другой штрих настоящей эмозаписи это отсутствие какой-либо информации о названиях песен.
- Оформление также в основном выполнено в виде абстрактных черно-белых фотографий ржавых/разбитых вещей (особенно машинного оборудования), рисунков цветов, и изображений стариков, маленьких мальчиков и девочек. Также добавлено множество фотографий группы. Судя по ним, группа, возможно, с Восточного Побережья, и какое-то время вероятно слушала стрэйт-эдж.
- На концертах во время тихих частей эмо-группы обычно играют спиной к аудитории. Во время громких взрывных частей, музыканты по обыкновению прыгают, непредсказуемо трясут и опрокидывают окружающие вещи - особенно микрофонные стойки. Добавьте сюда то, что певцы зачастую не добираются до стойки вовремя, к началу пения и решают кричать изо всех сил, насколько позволяли легкие, на том месте, на котором они очутились, - всё это означает что зачастую в течение всего концерта аудитория так и не услышит пение. Однако если группа сильно кричит во время тихих частей, - это может быть весьма мощной тактикой.
- Иногда на эмо-концертах можно увидеть исполняемый зрителями эмо-танец. Он известен как "эмо-тряска". Человек, исполняющий танец, сжимает руки (заламывая их, время от времени), наклоняется вперед, быстро подскакивает на носках, и в такт музыке трясет верхней частью туловища. Время от времени он хватается за голову и раскачивается вперед - назад. Чем больше человеку нравится группа, тем больше он или она повторяет это действие. А, читатель дополняет: "Я думаю ты забыл "эмо стук по груди" или просто "стук по груди". Он принят на северо-востоке... Я заметил особенно много такого постукивания на шоу shotmaker."
- Коммерциализация резко подавляется на этой эмо-сцене. Лишь некоторые группы делают майки. Большинство записей выпускается на очень маленьких, домашних студиях или на личной студии группы. Записи продаются дешево (классическая ценовая схема - $3 за 7", $5 за винил, $8 за CD. Инфляция подняла эти цены). Билеты на концерты стоят не более $5, и гастролирующие группы часто счастливы если им удается окупить хотя бы транспортные расходы (несмотря на то, что промоутер обычно не платит местным группам).
- Также у большинства групп имеется предубежденность против цифровых технологий. Эмо записи обычно аналоговые, дешево сделанные, в основном с живыми дорожками и несколькими наложениями. Ламповое оборудование сильно перевешивает другие типы. Вплоть до недавнего времени, большинство эмо записей делались только на виниле. Однако переиздания дискографий распавшихся групп на лазерных дисках стало общепринятым.
- И наконец, эмо группы обычно недолговечны. Не так уж необычно, когда единственная запись эмо-группы выходит посмертно и с большим опозданием. Очевидно, это сдерживает дистрибуцию записей, так как никто в группе не предпринимает серьезных попыток мх продвижения.
- Современная перспектива: в наши дни для описания групп, опирающихся в основном на такой тип музыки используется частенько термин "screamo".
Фаза третья: " хардкор эмо ." Heroin, Antioch Arrow, Mohinder, Honeywell, Reach Out, ранние Portaits of Past, Assfactor 4, Second Story Window, End of the Line, Angel Hair, Swing Kids, Three Studies for a Crucifixion, John Henry West, Guyver-1, Palatka, Coleman, Iconoclast, кое-что из Merel, кое-что из Clikatat Ikatowi, и т.д.
- Замечен в New Jersey в 1990 (Merel, Iconoclast). По настоящему стартовал в San Diego в 1991 с Heroin, пришел на побережье Сан-Франциско в 1992 (Reach Out, Mohinder, Honeywell, Portraits of Past, John Henry West), достиг Филадельфии, Флориды и Нью-Йорка и небольшой части Восточного Побережья.
- Как и в сравнении панка с хардкор-панком - быстрее, громче, тяжелее, намного более интенсивнее и целенаправленнее. Большинство этих групп играют экстремально быстро, и представляют концепцию "хаоса" хардкора. Это предельно резкая музыка, с вокалами, кричащими на пределе возможностей голосовых связок. Гитары искажены до точки, когда ноты и аккорды практически невозможно распознать - к тому же часто гитаристы даже не играют ноты, вместо этого производя рваные, резкие вспышки шума, визжание оглушающего фидбэка, или размытие играющего диссонанса. Басс также зачастую значительно искажен, в отличие от обычного эмо. Здесь гипертрофируется всё, что есть в эмо, - иногда настолько перехлёстывая всякие границы, что песни группы зачастую невозможно узнать вживую. Antioch Arrow, например, шумели на сцене так сильно, что звучали не как рок-группа, а как гигантский, увеличенный во много раз блендер. После каждой песни им приходилось заново настраивать каждую струну, и обычно они разносили приличную часть своего оборудования. Эти концерты обычно были не слишком продолжительными - по причине физической истощения группы.
- Все прочие замечания об эмо-записях, шоу, экономике и т.п. относятся и к хардкор-эмо. Это просто один из вариантов эмо. С моей точки зрения, это было крайнее выражение формы. Именно неистовое, первобытное звучание такой группы как Heroin могло проникнуть под твои ребра и сжать твоё сердце как в Храме Судьбы. Я никогда такого не находил в других типах эмо.
Фаза четвертая: " пост-эмо инди рок " и пост-эмо пост-хардкор. Sunny Day Real Estate, Christie Front Drive, Promise Ring, Mineral, Boy's Life, Sideshow, Get-Up Kids, Braid, Cap'n Jazz, поздний Joan of Arc, Jets To Brazil, и т.д. Множество Caulfield и Crank! Records групп, много позднее материал с Jade Tree, к примеру.
- Каждый, кто заявляет о приверженности и к straight-edge (sXe) и к эмо, говорит скорее всего именно об этом виде эмо. Зародившись в Колорадо и Сиэттле, он распространился по Среднему Западу до Нью-Йорка и т.д. Первоначально для такого типа музыки использовался термин "среднезападный эмо", так как эти группы вышли из безвестных городков в Миссури, Канзасе, Колорадо...
- В музыкальном плане характеризуется массой переходов между громким и мягким звучанием, но при обилии мягко звучащего вокала и почти полном отсутствии криков и резких надрывов. Много запоминающихся, попсовых гитарных риффов, счастья или по крайней мере меланхолии, и особое очарование с диссонантным, жеманным мальчуковым вокалом. Вот откуда пошла фраза "глянцевые гитарные партии" - масса приятных мажорных арпеджио, лёгких ударных, и некоторого количества напевного мурлыканья. Звучит как рецепт для сыра [то есть для поп-рока] и иногда так и есть. Я запомнил обзор раннего Christie Front Drive 12", где сказано, что "это то, что должны слушать эмо ребята, когда занимаются любовью". Это прекрасная альтернатива постоянной хардкоровой диете.
- В вокале этого стиля (вместе с встречающимися октавными аккордами) содержится солидная доля эмо. Ее не так то просто определить, как по замогильному ору в оригинальном эмо, так как вокал обычно состоит больше из великолепно нарисованных фраз, раскрывающих очень эмоциональную лирику в ироническом свете и попсовом пении.
- Sunny Day Real Estate проявились с очень оригинальным пост-хардкором с элементами эмокор на инди-роковом звучании. Это повлекло многочисленное потомство имитаторов даже более беззастенчивых, чем клоны Fugazi и Quicksand. В связи с чем хочется отметить: пост-хардкор родился, когда сцена хардкора устала от одного и того же семилетнего звука, порожденного несколькими инновационными хардкор группами. Потом появилось несколько пост-хардкоровых групп, которые создали совершенно новый звук, пришедший ниоткуда (не имеющий основы) (Fugazi, Quicksand, SDRE, Drive Like Jehu), и породили легионы имитаторов. Прямо по теориям Томаса Куна.
- К 1999 этот тип музыки завоевал фэнов больше чем любой другой оригинальный материал эмо. В действительности, это одна из основных причин, по которой я решил написать этот вебсайт - избыток информации в Сети об этом типе и недостаток исторической перспективы. Статистически, вы, Читатель, скорее всего знакомы именно с таким типом эмо. За годы с тех пор он только растет всё больше и больше. Jimmy Eat World и Thursday регулярно транслируются по MTV и многим корпоративным альтернативным радиостанциям, а энергичная музыка подобная Dashboard Confessional притягивает совершенно новую аудиторию. Это ведет к завоеванию большого демографического рынка, вскоре после чего мы увидим много новых групп, не имеющих никакой реальной связи с оригинальной андерграундной сценой (в отличие, например, от Jimmy Eat World, которые обычно открывали каждый эмофестиваль в Фениксе с 1994).
Фаза пятая: пост-эмо хардкор? Стили "эмо", описанные выше, умерли около 1995 года, когда новые эмо группы перестали формироваться, а старые - разошлись. Кажется, теперь большинство народа в группах считают, что чистый эмо слишком перехваленный и чересчур модный (конечно у этого мнения были свои сторонники всегда...). Сцена эмо с тех пор взяла несколько различных направлений. Одно из них - ультратяжелая, ультрабыстрая атакующая стена шума, смешивающая грайндкор и апокалиптический хаос в стиле Neurosis с криком полным страданий: Jenny Piccolo, Union of Uranus, One Eyed God Prophecy, Makara, Living War Room, Orchid, Reversal of Man, Usurp Synapse, To Dream Of Autumn, и т.д.
Другая тенденция состояла в исследовании аналоговых синтезаторов и мод/гот/нововолновых звуков - рок в стиле пост-эмо? Das Audience / The Vue, VSS, Slaves, Crimson Curse, и т.д. Возникнув в основном в Калифорнии, это направление разрослось, и сейчас, когда я пишу эти строки, одно из стремительно растущих сцен инди-музыки. The Faint, The Hives, The White Stripes, Milemarker, и даже некоторые мэйнстримовые исполнители типа The Strokes возрождают рок-н-ролл поздних 60х - начала 70х (Лу Рид и стиль Velvet, может быть немного Rolling Stones) в облике эмо с циничной издевкой андерграунда.
Интенсивность вокала в эмо оказала также большое влияние на другие, не относящиеся к эмо, стили. Она проникла в металлический хардкор новой школы: Downcast, Struggle, Groundwork (AZ), Converge, Threadbare, Unbroken, Guilt, Botch, Fall Silent, Cable, Time in Malta. Хаос, энергия и прочувствованные вокалы хардкор эмо также повлияли на не-эмо ультра-хардкор группы: Jihad, Coalesce, Dillenger Escape Plan, и т.д.
Традиционный Хардкор и стрэйт-эдж Восточного побережья всегда был наиболее насмешливым критиком эмо, подтверждая ориентированную на мужчин мачо-репутацию этой сцены. Однако, несколько хардкор/sXe групп интегрировали в свою музыку эмоциональную лирику, аккорды и смягченное вокальное исполнение. Например, послушайте поздних Turning Point, Endpoint, и ранние записи Lifetime, а также новые группы Falling Forward, Split Lip, Shai Hulud. Многие люди, приверженные чистому хардкор/sXe, считают эти подпавшие под влияние эмо HC/sXe группы "эмо"-группами, но признавая категорию "эмокор", описанную выше, как более попсовую и более роковую версии хардкора. Они также склонны классифицировать обычное эмо и хардкор эмо как просто панк (основываясь в основном на низких производственных затратах и недостатке тяжелых ритмов, присущих всему HC/sXe). "Эмо" - более общая категория для этой музыки - они отнесли почти весь инди-рок (Seam, June of '44, Codeine, и т.п.) и пост-хардкор (Quicksand, Shift, Texas Is The Reason, Sensefield) также к эмо!
Скримо - Я поместил в "эмо" секции, в связи с тем, что в последние годы некоторые группы вроде как реинтегрировали несколько различных влияний. У группы Saetia, например, вы услышите быстрые кричащие тяжелые хардкор-части, с внезапными началами и остановками, с гитарой, взявшей больше от классического эмо, и тихими, глянцевыми частями внутри. "Скримо" стал для немногих новых групп играющих в этом стиле всеохватывающей современной категорией для всего этого направления, и этот термин часто используют молодые фанаты, которые не оказались поблизости, когда кричащий вокал был новым и уникальным.